Оглавление

Для работы многих сторонних сервисов, приходится добавлять их JavaScript код на свой сайт. Если таких сервисов не очень много (например Google Analytics и Yandex.Метрика), то это не сложно и зачастую добавить код нужно всего один раз. Но если сервисов много и нужно, например, часто менять или обновлять эти коды, работать с ними становится не очень удобно, а для внесения изменений, зачастую привлекаются разработчики, т. к. не все менеджеры могут правильно разместить JS код, ничего не поломав. Для упрощения работы с таким функционалом, компания Google создала удобный инструмент — Google Tag Manager (менеджер тегов или GTM).

Что такое Google Tag Manager

GTM — это менеджер удобного управления JavaScript и HTML тегами, без помощи разработчиков. Разработчик нужен лишь для того, чтобы один раз установить на сайт небольшой код самого GTM, после этого, все изменения или добавления тегов происходят в интерфейсе инструмента.

С помощью GTM вы сможете:

Плюсы GTM

У GTM есть неоспоримые плюсы:

Минусы GTM

К минусам GTM можно отнести пожалуй три главных фактора.

  1. Если на самом сайте «сломать» код контейнера, перестанут работать все теги, которые относятся к контейнеру. Иными словами, все теги будут зависимы от правильного подключения самого GTM.
  2. Для сложных тегов необходимо знание HTML, JavaScript и DOM. А так же, потребуется немного времени, чтобы разобраться с самим GTM.
  3. Если в один прекрасный день, GTM прекратит свою работу, у вас отвалятся все теги. Придется либо искать альтернативу, либо просить программиста добавить их на сайт вручную.

Структура и термины Google Tag Manager

Для более уверенной работы с GTM, разберем его структуру и термины.

Аккаунты

Для начала, вам необходимо создать аккаунт. Аккаунт — это своего рода категория, в которую вы будете помещать контейнеры (о контейнерах дальше). Если у вашего клиента несколько сайтов, вы можете создать аккаунт и назвать его, например — «Сайты клиента 1».

Google Tag Manager - аккаунты

Контейнеры

В контейнерах хранятся все теги вашего сайта. Название контейнеру лучше дать аналогичное названию вашего сайта. У каждого контейнера есть свой собственный код, который добавляется на сайт, после чего вызываются все теги внутри этого контейнера.

Google Tag Manager - контейнеры

Теги

Теги — это фрагменты кода, которые выполняют разные функции. Например код Google Analytics или Яндекс.Метрики передают различные аналитические данные, другие коды могут применять А/B тесты, отслеживать брошенные корзины и т. д.

В GTM есть большое количество готовых шаблонов тегов:

Google Tag Manager - теги

Вы можете выбрать «Пользовательский HTML» и написать свой собственный тег (при хорошем знании JavaScript).

Триггеры

Триггер — это обязательное условие для срабатывания тега. Условия может как активировать тег, так и блокировать его работу. Триггер должен содержать событие: клик по кнопке, загрузка страницы, переход по ссылке и т. д.

В GTM триггеры разделены на 4 группы:

  1. Просмотр страницы — активация тега при начале загрузки страницы или когда страница загрузилась полностью.
  2. Клик — клик по любым элементам страницы.
  3. Взаимодействия пользователей — поведенческий фактор пользователя, просмотр видео, использование формы и т. д.
  4. Другое — можно задать таймер или отслеживать JavaScript ошибки, или создать свое собственное событие.

Google Tag Manager - триггеры

Переменные

Переменная — это параметр и его значение. С помощью встроенных переменных в триггерах настраиваются фильтры. Например, если вам нужно отслеживать просмотр страницы www.site.ru/tovar, вы можете настроить триггер «Просмотр страницы», который будет срабатывать только тогда, когда переменная Page URL принимает значение site.ru/tovar. В тегах, переменные используются для хранения и передачи данных о действиях пользователей на сайте, транзакциях, товарах и т. д.

Google Tag Manager - переменные